Эринии, Эриннии (E r i n u e z) - богини мести, рожденные
Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. На древнее доолимпийское
происхождение этих устрашающих божеств указывает также другой миф о рождении их
от Никты и Эреба.
Число
их было первоначально неопределенным, позднее стало считаться, что существуют
три эринии, и им дали имена: Алекто, Тисифона и Мегера.
Древние
греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами,
перевитыми ядовитыми змеями. В руках они держат зажженые факелы и бичи или
орудия пыток. Из страшной пасти чудовищ высовывается длинный язык, и капает
кровь. Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай. Обнаружив преступника,
они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность,
заносчивость, персонифицированную в абстрактном понятии "гордыни",
когда человек берет на себя чересчур много - он чрезмерно богат, слишком
счастлив, слишком многое знает. Рожденные примитивным сознанием родового
общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции.
Место
обитания безумных демонов - подземное царство Аида и Персефоны, где они
прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле
среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.
Так,
Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы
и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе
страшной старухи побудила к бою вождя рутулов - Турна, вызвав тем самым
кровопролитие.
Ужасная
Тисифона в тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная
мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда
Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями.
Их
сестра, Мегера - олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени
Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.
Переломный
момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в
"Эвменидах". Являясь древнейшими хтоническими божествами и
охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери.
После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста,
они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды, E u m
e n i d e z ("благомыслящие"), тем самым меняя свою злобную сущность
(греч. e r i n u e i n , "быть безумным") на функцию покровительниц
законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об
эриниях как "блюстительницах правды", ибо без их воли даже
"солнце не преступит своей меры"; когда Солнце выходит за свою колею
и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ
эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до
устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами
("досточтимыми") и понтиями ("могущественными").
Досточтимыми,
благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу,
убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают
ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют
справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил
себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма
сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества
коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело
заниматься вещанием.
С
эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немесида.
В
Риме им соответствовали фурии ("безумные",
"яростные"), Furiae (от furire, "неистовствовать"), богини
мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.