Психея, Психе (греч. y u c h , "душа",
"дыхание") – олицетворение души, дыхания. Психея отождествлялась с
тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его
частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью.
Души умерших представляются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под
Троей появляется в сопровождении вихря.
Вообще,
в понятие о душе различными народами вкладывалось различное содержание, вплоть
до представлений о том, что у человека несколько душ. В общем виде, это
понятие, несмотря на многообразие отдельных конкретных представлений, может
быть описано следующим образом. Душа мыслится как тонкий невещественный
человеческий образ, по своей природе - нечто вроде пара, воздуха или тени. Она
рассматривается как причина жизни того существа, которое она одушевляет, владея
его сознанием и волей. Душа способна покидать тело и переноситься с места на
место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она может обнаруживать
физическую силу и являться людям спящим и бодрствующим преимущественно как
призрак, отделенный от тела, но сходный с ним.
Истоки
первобытных представлений о душе кроются в попытке первобытного человека
ответить на вопросы: в чем разница между живым и мертвым? Что определяет
состояние бодрствования, сна, болезни? Что собой представляют образы,
являющиеся в снах и видениях?
Психея
представлялась на памятниках изобразительного искусства или в виде молодой
девушки с крыльями бабочки, или в виде бабочки, то вылетающей из погребального
костра, то отправляющейся в аид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с
умершим. Греческое слово "психея" означает "душа" и
"бабочка". Психея представлялась и как летящая птица. Души умерших в аиде
рисуются летающими, они слетаются на кровь, порхают в виде теней и сновидений.
Душа Патрокла удаляется с "писком", причем употребляется глагол
tridzein, "щебетать", "пищать". Души убитых Одиссеем
женихов также уходят в аид с писком нетопырей.
Психея
изображалась и в виде орла, устремляющего ввысь своей полет. В ряде текстов Гомера
диафрагма воспринимается как Психея - душа. Кровь - тоже носитель души; у
раненого душа выходит через рану, очевидно, в виде крови или ее вырывают вместе
в острием копья: "из зияющей раны теснимый Дух излетел" (Гомер
"Илиада", XIV 518-519). По Пифагору, Психея питается кровью; кровь -
"седалище души".
Апулей
в "Метаморфозах" рассказывает о полной приключений, романтичной любви
Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью.