Пан (P a n) – божество стад, лесов и полей. Пан наделен
ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении Пана,
так и в его облике.
Пан
- сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа, "дубовидного") и Гермеса (вариант:
сын Пенелопы и Гермеса; Apollod. epit. VII 38). Он родился в Аркадии. Дриопа
ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев
его вид развеселил, и они нарекли младенца Пан (то есть "понравившийся
всем", греч. p a n, "всё", Hymn. Hom. XIX). В
действительности имя Пан происходит от индоевропейского корня pus-, раnus-,
"делать плодородным", что соответствует истинным функциям этого
божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе
демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса.
Как
истинный спутник Диониса, Пан миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками,
покрыт шерстью (Hymn. Hom. XI 37). Он известен своим пристрастием к вину и
веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в
страхе перед Паном превратилась в тростник (Ovid. Met. I 689-712), из которого
Пан сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на
свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). Пан даже вызвал на
состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса - судьи этого
состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши (XI
153-179).
Пан
как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так
называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают
леса и поля. Пан - помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу
в борьбе с титанами (Ps.-Eratosth. 27). Сохранилась легенда о явлении Пана
грекам перед марафонской битвой (Herodot. VI 105) и при Саламине (Aeschyl.
Pers. 447-455).
Пан
особенно почитался в Аркадии, где была священная гора Пан (Paus. VIII 36, 8).
Известны также знаменитые святилища Пан в пещере на склоне афинского акрополя
(Herodot. VI 105) и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами
(Menandri Dyscolos 2, 12, 401).
Пан
входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном
(Aeschyl. Agam. 56). В античной философии Пан представлялся как божество, все
объединяющее (Hymn. Orph. XI). В предании, изложенном Плутархом, о смерти
Великого Пана он показан как символ уходящего античного мира (De def. or. 27).
Раннее
христианство причисляло Пан к бесовскому миру, именуя его "бесом
полуденным", соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии Пану
соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).