Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности,
виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и
лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно
поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на
табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э.,
распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв.
до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной
демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев.
Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами
земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству
родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о
незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и
за повсеместное установление своего культа.
Существуют
мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход.
Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны;
Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры (Diod.
III 62, 2 - 28). Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери
фиванcкого царя Кадма Семелы.
По
наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем
величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и
ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным,
и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы
не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал
Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или
сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Дионис
нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и
Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим
оргиастическим мистериям. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию
(Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он
возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров
Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3).
Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они
заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук
Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис
явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море,
превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII). В этом мифе отразилось архаическое
растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога
подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"),
"виноградная гроздь" и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608).
Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о
Дионисе-быке (618 920-923) и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога
плодоносящих сил земля был фаллос.
На
острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее
и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и
др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой
культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии
Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады
или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами),
увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные
священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса -
Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь
кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко,
вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch.
135-167, 680 - 770). Дионис славится как Лиэй
("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с
них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и
сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает;
так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который
хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под
предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное
(Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061 - 1152). На Ликурга - сына царя эдонов,
выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был
растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1)
В
число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться
наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь
Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В
Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался
священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3).
Из
религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв.
"песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров
- спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были
посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии
в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров,
исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие
исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии,
сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись
драмы, уже игранные в городе.
В
эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога
Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис
почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.
Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.