Арес, Арей (A r h z) - нелюбимый сын Зевса и Геры, бог
войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады -
богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с
войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, у Эсхила).
Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском
происхождении. Софокл называет Ареса "презренным" богом и призывает Зевса,
Аполлона, Артемиду и Диониса поразить его молниями, стрелами и огнем. Древние хтонические
черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний
фиванского дракона, убитого Кадмом. Даже в детях Ареса - героях проявляются
черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий,
Эномай, фракиец Диодел, амазонки). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и
кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск,
Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты - копье, горящий факел, собаки, коршун. Само его
рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса
от прикосновения к волшебному цветку. В олимпийской мифологии Арес с большим
трудом уживается с ее пластическими и художественными образами и законами, хотя
теперь он считается сыном самого Зевса, и поселяется на Олимпе.
У
Гомера Арес - буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему
ранее чертами романической влюбленности. Он вопит как девять или десять тысяч
воинов, раненый Афиной. Он простирается по земле на семь десятин. Его эпитеты:
"сильный", "огромный", "быстрый",
"беснующийся", "вредоносный", "вероломный",
"губитель людей", "разрушитель городов", "запятнанный
кровью". Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес его
сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана. Но вместе
с тем Арес уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой
Диомед.
Он
влюбляется в самую красивую и нежную богиню, Афродиту. О любви Ареса и
нарушении Афродитой супружеской верности часто упоминается в античной
литературе и даже называются дети от этой связи: Эрот и Антэрот, Деймос, Фобос
и Гармония. Орфический гимн воспевает Ареса как олимпийское высокое божество
(хотя 65-ый гимн еще рисует его в свете полного аморализма). Буйный и
аморальный, Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в
его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес
отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего
времени он известен преимущественно под именем Марс.